источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото
1) источник света - передне боковой, основной. Слева относительно камеры.
2) источник света - задне-боковой, дополняющий. Справа относительно камеры.
3) отражатель справа относительно камеры.

Давайте сразу разбираться, зачем вам ИО...

 

Иногда погода застает нас врасплох, и с этим ничего не поделаешь. Вся проблема заключается в том, что естественное освещение неконтролируемо по своей природе. Нам нужны облака, которые отлично играют роль софтбокса, но на зло нам весь день ярко светит солнце (если речь идет о съемке на улице).

 

 

Внутри помещения та же ситуация, нам нужно окошко средних размеров, которое способно осветить всю комнату, но либо такого окошка нет, и вместо него есть только настольная лампа, либо окошка есть, но солнце не идет нам на встречу и прячется за густыми облаками, ибо и то и другое сразу за одну минуту и всем вашим настройкам грош цена. Но это никогда не снимало обязанность фотографа предоставить доброкачественный материал заказчику.

 

 А порой приходится снимать в темное время суток, либо в помещениях, где естественное освещение отсутствует, а съемка предстоит именно там. Именно поэтому необходимо уметь воссоздавать естественное освещение специальными средствами искусственной светоподачи. Вот тут нас  и спасает ИО и, несмотря на то, что дневное освещение как нельзя лучше подходит для фуд-фотографии, при необходимости вы можете воспроизвести его с помощью студийного света.

 

 

Безусловно солнечный свет является естественным, и его очень сложно скопировать, но сложно не значит невозможно.

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото
источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото

 

 

В темное время суток я снимаю с ИО, это дает мне полную свободу, можно снимать в любое время, в любом месте и могу реализовать практически любую световую задумку, но с ИО вы создаете свет вокруг предмета с нуля, иногда это бывает сложнее, чем работать уже с изначально прекрасным ЕО.

 

Зато, есть очень важный плюс ИО - великолепное качество ( нет шумов, резкость лучше, изображение гораздо чище, так как выдержка минимальная), это очень актуально для тех, кто планирует работать с фото стоками или снимать для рекламы,  печатных изданий.

 

 

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото
источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото

 

 

 

Для еды лучше использовать импульсный свет, а не постоянный, так как он потребляет меньше электроэнергии и «не поджаривает» еду у вас на столе.
Идеально сразу покупать набор из 2-3 источников (если такая возможность есть), это обычно выгоднее, чем покупать один, мне посчастливилось стать обладателем комплекта RAYLAB 300дж, правда без одного моноблока, в комплекте осталось всего два к тому моменту, когда я его покупала, что тоже не плохо. Брала, кстати, Б/У, но в отличном состоянии, можно сказать новый, мне повезло, с ним все в порядке, хотя, знаю что не всем так везет с Б/У техникой.

 

Также обязательно нужно приобрести софтбоксы: оптимально 60 на 90 см или 120Х90 (если вам позволяет рабочее пространство, чем больше софтбокс, тем мягче будет свет,  либо альтернатива, зонт, с возможностью снимать как на просвет, так и на отражение, но это не самый мой любимый гаджет, он уже был в комплекте, по этому, в планах все же второй софт бокс, точнее октобокс 120 см диаметром. Форма и размер софтбокса влияет на форму и размер бликов, поэтому для съемок бутылок, стаканов часто использует специальные узкие, длинные софтобоксы, которые называются стрип-софтбоксы. 

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото
источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото
Фото из интернета.
Если обратить внимание на блики, то они повторяют форму бутылки и ложатся ровной полосой света. Если снимать с обычным софт боксом квадратной, прямоугольной или шестиугольной формы, то и блики на стекле останутся соответствующей формы.

 

 

Искусственные источники света должны ближе располагаться к снимаемому объекту по сравнению с естественными. Любой начинающий фотограф сразу должен знать одно правило, чем дальше источник света расположен от объекта, тем жестче становится свет и жестче тени. Но и тут есть обратная сторона медали, чем дальше источник света, тем большую площадь он способен осветить. Тут снова эксперименты приведут вас к верному пути.

 

 

По мощности в домашних условиях оптимально снимать лампами мощностью от 150-200 Дж на один источник, если вы снимаете в домашних условиях и помещение не большое. Я пользуюсь вспышками мощностью 300 Дж, они чуть мощнее, но разумеется не самые мощные. Снимать, кстати, лучше на минимальной мощности, не важно какая у осветительного оборудования.

 

Снимать с искусственным светом нужно в ручном режиме(М): выдержка обычно от 1/125 до 1/160, бывает от 1/125 до 1/200, если выдержка больше 1/200, то могут быть темные полосы с противоположной стороны от источника, так как световой импульс короткий и не успевает за длинной выдержки, хотя, надо признать подобная темная полоса появляется и на отметке 1/160, правда, гораздо реже. 

 

ИСО 50-160 ( можно больше, но нет смысла, так как ИО и нужен для того, чтобы снимать с максимальным качеством), диафрагма на ваш выбор я обычно снимаю от 6.3 до 16 (выше показатель ставить смысла нет), в зависимости от нужно глубины резкости.

 

Любителям по шире раскрыть диафрагму хочется сказать, что на столько редкие кадры, где нужна большая глубина резкости, не стоит злоупотреблять и размывать все «ВХЛАМ», это своего рода моветон и привычка дилетантов сделать кадр посветлее за счет большой дырки объектива.

 

Запомните, редкий кадр требует раскрытия диафрагмы до значения 2,8, не говоря уже о 1,4, а уж тем более 1,2,  это как далеко нужно отойти от объекта съемки, что б большая его часть была в фокусе, а мы снимаем еду, на минуточку, предметная съемка, преимущественно с макро объективов, а значит короткое фокусное расстояние.

 

 

Для работы с искусственным светом вам понадобятся:

 

  • радиосинхронизатор: синхронизирует фотоаппарат с источниками света + плюс для него иметь всегда запасные батарейки. Радиосинхронизатор крепится на место крепления внешней вспышки, а вторая часть вставляется в один из источников
  • штатив ( для фуд-съемки это крайне необходимо, будет гораздо меньше брака по резкости), хотя надо признать, что при ИО гораздо проще снимать без штатива, нежели при ЕО (естественном освещении)
  • отражатели (обычно вместо отражателя использую  второй источник света, но долгое время снимала с одним источником и отражателями тоже была довольна, отражатель должен быть белым или серебристым ( хотя на мой вкус серебро слишком отбрасывает обратную тень и создает эффект неестественности или второй вспышки и не очень натурально смотрится иногда), золотой будет давать желтые блики, черный поглотит излишний поток света
  • для еще более сильного рассеивания света можно использовать специальные рассеиватели из полупрозрачной ткани ставятся прямо перед софтбоксом, также их удобно использовать для съемок «на просвет ( чем больше размер рассеивается тем лучше и удобнее, у меня 0,9 на 1.2 метра)

 

 

 

Знаю людей, которые все это дополнительное оборудование мастерят из подручных средств. Например, синхронизатором может послужить импульс от вашей вспышки, главное направить поток ее света против кадра, что бы не испортить его, если у вас встроенная вспышка, исхитриться и направить ее в сторону от кадра, что бы не получить вспышку " в лоб ", (сделать это можно используя резинку для денег, лист бумаги, карточки и тп).  Штатив при искусственном освещении выполняет лишь роль устойчивого кадра без смещений картинки,  его функция устойчивости во избежание смаза тут не важна, импульс на столько сильный, что смазы без штатива маловероятны и можно снимать с рук.

 

 

 

Типы света

 

О них уже писала в разделе СВЕТ (читаем тут), возможно, даже было бы разумней объединить все статьи о свете в одну, но боюсь, слишком много текста в одном посте это слишком, так что кому интересно еще и про ЕО (смотрим тут).

 


Как правило есть основной источник света, рисующий: он задает основной тон вашей фотографии, создает объем, и заполняющий ( это может быть отражатель или второй источник), его основная задача - смягчить тени. 
 

К этим двум типам света можно добавить еще контровый свет, который отлично подсвечивает контуры объекта, «отклеивает» его от фона, и фоновый свет: он служит для освещения фона (тоже при наличии второго источника света). 


Также свет можно подразделить на мягкий и жесткий, мягкий свет "обволакивает" ваш объект (свет через софт бокс, зонт на отражение или просвет, тот же поток света от отражателя серебристого или белого, если говорим о ЕО, то свет из окна не на солнечной стороне, все это мягкий), а жесткий (прямые лучи от вспышки без рассеивателя или софт бокса, ничем не смягченные, если речь о естественном освещении ЕО, то это будет свет из окна на солнечной стороне, т.е. прямые солнечные лучи как на фото ниже) дает грубые и не красивые, резкие тени. Однако, не всегда не красивые, смотрите сами...

 

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото
Фото сделано при естественном источнике на МК Габриэля Кабрера и Джоан Пай, организованного Школой журналистики Travelogia http://travelogia.net
Прекрасный пример, что бы отобразить композицию с использованием именно жесткого света.

 

 

Изречение о вечно мешающих нам тенях на фотографии, это не значит, что мы не можем использовать их в своих творческих задумках,  у многих фуд-фотографов замечаю рисующий источник с жестким светом и очевидные тени от него, известные европейские и американские фуд стилисты часто используют  схемы с использованием жесткого света (пример на  фото ниже, правда он со светом от солнца, но мы вполне можем заменить его искусственным источником, сняв софт бокс и контролируя свет блок-шторками для вашей вспышки, как на  фото с невероятно стильным и изящным отражением фужера с напитком). 

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото
Так выглядят блок-шторки для источника искусственного освещения, именно они могут помочь контролировать поток света, исходящий от вашей вспышки.

 

 

По сути именно тени дают нашему глазу информацию для определения объема объекта, его текстурный особенностей, расстояния между объектами и т.п.


Тени могут быть разными: глубокими и драматичными, мягкими и едва уловимым, тут вам решать какую картину вы создадите с помощью света и теней. Следует помнить, тени не должны создавать визуальные "черные пропасти".

 

Для компенсации и коррекции теней можно использовать второй источник света,  отражатели: лист белой бумаги, пищевая фольга ( ее удобно наклеить на плотный картон), зеркало, пенопласт или специализированные светоотражатели из магазина. В принципе хорошего эффекта можно добиться любым из этих вариантов отражателей.

Как только вы поднесете отражатель к объекту и на него попадет свет от основного источника, вы сразу поймете, как это работает и где лучше его поставить. Иногда наоборот хочется затемнить какую-то область фото, тогда можно использовать черную бумагу, она будет поглощать свет, и нужная вам область получится темнее (этот прием часто используется при создании так любимого всеми дарк фото).

 

Переизбыток света можно также компенсировать настройками фотоаппарата: увеличить или уменьшать ИСО (будьте осторожны, чем больше ИСО, тем хуже качество фото, хотя на небольшом размере это не будет сильно заметно, во всяком случае, если вы снимаете для соцсетей); значение диафрагмы: чем меньше значение, тем светлее будет фото; увеличение или уменьшение выдержки, чем больше выдержка, тем светлее будет фото, но при съемке с рук могут быть проблемы с резкостью, поэтому если сильно увеличиваете выдержку, лучше пользоваться штативом ( об этом у меня есть статья с наглядными примерами).

Еще один из плюсов ИО, это то, что вы можете  регулировать мощность импульса при необходимости и количество света, которое попадет на матрицу фотоаппарата. Можно перемещать источник дальше или ближе к объекту менять высоту помимо настроек фотоаппарата.

 


Расположение источника света относительно объекта съемки.



1. Боковой свет: основной источник света расположен сбоку от вашего объекта.


Такой тип освещения достаточно универсален, хорошо показывает объем, не дает глубоких теней спереди. 

 

 

 

 

 

 

 

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото

2. Задний боковой свет, мой любимый. Этот вариант освещения прекрасно подсвечивает зелень, великолепно подходит для напитков, придает красивое свечение, хорошо «отделяет» объект от фона. Разумеется подходит не для всех объектов, часто требует компенсации глубоких теней спереди, в этом мне помогает отражатель, размер которого чем больше, тем лучше или второй источник света. Схема 2 и фото 2.

 

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото

3. Передний боковой свет: данный тип освещения лишает фото загадочности, свечения и объема, поэтому к нему следует прибегать в крайнем случае. См схему 3 и фото 3.

 



 

источники света в фуд фотографии,  свет, свет  в фуд фотографии, искусственный свет,  естественное освещение в фуд фотографии, схема расположения света в фуд фото, импульсный свет, основы фуд фотографии, фуд фотография, фуд фото

 

 

 

Для разных объектов, сюжетов, композиций нужно подбирать индивидуальную схему освещения. Нет универсальной и 100% удачной схемы, для каждого объекта, кадра все будет индивидуально. Методом проб и длительных съемок вы найдете свои ракурсы  и идеальные условия для съемки.

 

 

 

Оставляйте свои сердечки под текстом, если статья вам понравилась и была полезной.

Задавайте вопросы и пишите, какие темы хотелось бы осветить более подробно.

 

Ниже можете посмотреть варианты осветительных приборов по довольно бюджетным ценам, мощность 250 дж, подходит для съемки еды.

 

 


Яндекс.Метрика